Осторожно, маасэр!
Раввин Ури Суперфин дает советы по отделению маасэра тем, кто живет от зарплаты до зарплаты
Для начала уточним: что такое маасэр?
В Торе есть заповедь о цдаке. Чтобы ее исполнить, достаточно мизерного взноса, не больше доллара в год. Маасэр – это обычай. Это «продвинутый» вариант цдаки, когда отделяется одна десятая часть заработка.
Теперь о практических аспектах исполнения заповеди о маасэре.
Ситуация, в которой мы находимся сегодня, уникальна. Чтобы быть интегральной частью общества, мы вынуждены нести такие расходы, какие и не снились нашим предкам. Сто лет назад быт был прост. Туалет во дворе, вода в колодце, дрова в лесу. И не так уж важно, сколько хлеба ты съел за завтраком: два куска или полтора. Это была лишь количественная разница. Сегодня все наши расходы критичны. Коммунальные услуги. Образование. Мобильный телефон. Интернет. Дорогостоящие свадьбы. Отсекая любую из этих статей расходов, ты отсекаешь себя от общества.
В связи с этим многие задаются вопросом: предположим, я зарабатываю на более-менее сносную жизнь. Но вычти десятую часть, и это уже будет существенное понижение жизненных стандартов. Получается, алаха обрекает меня на бедность?
Таким людям, живущим от зарплаты до зарплаты, будет полезно иметь в виду некоторые малоизвестные аспекты исполнения этой заповеди.
Вопрос первый. Какой процент от моей зарплаты «облагается» маасэром?
Главенствующее мнение – что маасэр вычитается из всей зарплаты. Но есть и другое мнение, весьма авторитетное, хоть и мало кому известное. Согласно этому мнению, сначала нужно вычесть из зарплаты стоимость жизненно необходимых вещей, и уже от остатка отделять маасэр. Что подразумевается под жизненно необходимыми вещами? Еда без роскоши, коммунальные платежи, постоянные лекарства, одежда, минимум мебели – все то, без чего нельзя представить себе современный дом. Это мнение высказывают «Авкат рохель» (известный респонс рабби Йосефа Каро – автора Шулхан Аруха) и Хафец Хаим в книге «Агават Хесед».
Многие современные авторитеты с этим спорят. Однако в наше сложное время полезно знать, что на такое мнение тоже можно полагаться.
Вопрос второй: кто не обязан отделять маасэр?
Есть ряд случаев, когда человек свободен от отделения маасэра.
Если после отделения маасэра семье не будет хватать на необходимые расходы, вы свободны от исполнения этой заповеди.
При этом совсем не имеется в виду, что ради отделения маасэра семья должна «завинтить все гайки». Возьмем, к примеру, одежду. Конечно, если вы живете на хуторе близ Диканьки, то можете смело ходить в дедушкином зипуне. Но если в вашем офисе принят приличный дресс-код, и одежда из секонда вас позорит, то ситуация другая. Видя ваш затрапезный вид, коллеги начнут с пренебрежением относиться к Вам, а то и к иудаизму в Вашем лице. Нужно учитывать реалии места, в котором вы живете. В России человек последнее тратит, лишь бы выглядеть прилично. Поэтому достойный внешний вид – не изыск, а жесткая необходимость. Тора не требует от человека становиться «странненьким» и выделяться в толпе.
Не должна (и даже не имеет права) отделять маасэр женщина, если у нее нет на то разрешения от мужа.
Не отделяют маасэр дети, живущие за счет родителей.
Есть еще одна вещь, о которой не все знают. Целевые подарки не «облагаются» маасэром. Если вам подарили кольцо с бриллиантом или автомобиль, вы не должны срочно изыскивать десятую часть подарка наличными, чтобы отделить маасэр. То же относится и к денежным подаркам на определенную цель.
Вопрос третий: на что я могу тратить маасэр?
Вот, предположим, у меня 250 долларов маасэра. Эту сумму желательно с толком потратить. И здесь нужно представлять себе шкалу предпочтений. Отдать маасэр близкому родственнику предпочтительнее, чем чужому человеку. По мнению Виленского гаона, если дают более дальнему, когда нуждается ближний, этим нарушают порядок предпочтений и не выполняют заповедь!
А сейчас я скажу скандальную вещь. Согласно алахе, нет обязанности кормить детей после 6 лет!
Только не надо возмущаться. Алаха ведь не обязывает нас дышать. Зачем предписывать людям делать то, что они будут делать в любом случае? К тому же, человек, который делает что-то «из-под палки», лишь потому, что обязан, не растет духовно, поскольку не имеет свободы выбора.
Таким образом, собственные дети в доме – первые в очереди на ваш маасэр! Понятно, что речь не идет о покупке новой компьютерной игры. Но приобрести ребенку из денег маасэра новую куртку взамен порванной, хорошие витамины, фрукты – это нормально.
Вопрос четвертый: на что я НЕ могу тратить маасэр
Отделяя маасэр, мы полагаемся на обещание Всевышнего: «Вы ничего не потеряете. Наоборот, Я гарантирую вам, что у вас будут средства на жизнь».
Но для того, чтобы эта гарантия «работала», вы должны отделять маасэр правильно.
Я наблюдаю, как люди в массовом порядке совершают ошибку: дают деньги на еврейскую организацию, не замечая, что у них под носом есть нуждающиеся близкие люди! Глядя вдаль, направляют деньги маасэра на то, что кажется богоугодным, но не отвечает требованиям алахи.
Вот и получается, что человек с трудом отделил маасэр, а потом жалуется, что Всевышний не выполняет Своих обещаний…
«Я даю деньги на ешиву». Звучит красиво. Давайте разберемся, на что именно даете? На экскурсию в Кронтшадт? На покраску стен в зеленый цвет? Это не те потребности, которые могут покрываться из маасэра. Если ученики ешивы накормлены, одеты, обуты и обучены благодаря умному меценату, который знает, на что именно можно давать деньги, то вы, жертвуя на ешиву, не исполняете заповедь.
«Я даю деньги на синагогу». Опять же, очень красиво. На что пойдут деньги – на электричество? А если без вашей лампочки в синагоге и так светло, то за что же вы заплатили?
Маасэр можно тратить только на бедных. Жертвовать на синагогу – важно и необходимо, но лишь после того, как ты отделил маасэр.
Маариль и рабби Мойше Сойфер считали, что маасэр нельзя тратить даже на исполнение заповедей. Если вы хотите купить выход к Торе в Йом Кипур (а это во многих общинах весьма недешево!), то, даже по облегчающим мнениям, оплачивать это из маасэра можно лишь в том случае, если вы точно договорились с габаем о том, что эти деньги пойдут на бедняков.
Будьте аккуратны с синагогальной кружкой для цдаки. Не кладите туда деньги маасэра. Распределяя пожертвования, габай синагоги не обязан ломать себе голову, какая банкнота опущена американским туристом «на вообще нужды», а какая вынута из маасэра!
Послесловие. О помощи синагоге
Если вы сделали из моих слов вывод о том, что помогать синагоге не нужно, вы ошиблись. Алаха возлагает на еврейскую общину города ряд обязанностей: содержать синагогу и микву, больничные институты и похоронную службу. Но эта обязанность исполняется не из денег маасэра.
Существует понятие «хомеш». Виленский гаон, к примеру, считал, что обязанность человека – отделять не десятую, а пятую часть заработка. Богатые евреи, которые отделяют хомеш, могут из своего второго маасэра тратить деньги на синагогу, так как здесь алахические критерии менее строги.