Законы чтения «Шма, Исраэль» из Шулхан арух hарав:

1. Во время произнесения «Шма» следует держать кисти цицит в левой руке напротив сердца. Намек на это содержится в словах: «И пусть будут эти слова... в сердце твоем...» (буквально — «на сердце»). Есть мнение, что цицит следует зажать между мизинцем и безымянным пальцем левой руки.

2. Произносить все три части «Шма» следует сосредоточенно, в страхе и трепете пред Всевышним.

3. Продлятся годы того, кто при чтении слова «эхад» растягивает мысленное произнесение буквы «далет». И букву «хет» в этом слове следует мысленно произносить без спешки, протяжно, чтобы успеть за это время подумать о том, что Всевышний царствует на небе и на земле, ибо семь небес и земля соответствуют букве «хет», числовое значение которой — 8. Букву «далет» (числовое значение которой — 4) следует произносить еще протяжней, чтобы за это время успеть осмыслить единственность Всевышнего в мире и подумать о том, что Он властвует над всеми четырьмя сторонами света.

4. Следует остерегаться, чтобы случайно не произнести в слове «эхад» вместо буквы «далет» букву «рейш»; нельзя произносить букву «далет» твердо (так, как будто в ней есть значок «дагеш». Неправильно поступает тот, кто растягивает произнесение буквы «далет», так как если бы под ней был значок «шва»). Следует растягивать произнесение этой буквы лишь мысленно. Между словом «эхад» и следующей за ним фразой необходимо сделать паузу.

5. Слова «Благословенно славное Имя царства Его вовеки веков!» произносят шепотом. Тот, кто забыл сказать эти слова, должен повторить «Шма» сначала.

6. Следует сделать паузу между словами «Благословенно славное Имя царства Его вовеки веков!» и следующим за ними отрывком «Люби Господа, Бога твоего...» ; пауза должна быть и между словами ’’Израиль" и «Господь», а также между «Бог наш» и «Господь», — чтобы подчеркнуть смысл этой фразы: «Слушай, Израиль: Господь — Бог наш, Господь один»

7. Следует сделать паузу между словами «Сегодня» и «В сердце твоем», чтобы это не прозвучало как «сегодня в сердце твоем» — сегодня, а не постоянно, и между словами «Сегодня» и «Любя».

8. Необходимо выделить голосом букву «йод» в слове Израиль, чтобы звучало ’Йисраэль«, а не «Исраэль», и «йод» в слове веhайу , чтобы это слово не прозвучало как «вэhау».

9. Если одно слово кончается определенной буквой, а следующее за ним с той же буквы начинается, необходимо между словами сделать паузу, чтобы эта буква отчетливо прозвучала дважды.

10. Следует сделать короткую паузу между словом, кончающимся на «мем» и словом, которое начинается с «алеф», чтобы буква «алеф» не пропала при произношении.

11. Читающий «Шма» должен сам слышать то, что произносит, ибо сказано: «Слушай, Израиль...» Тем не менее, если молящийся произнес «Шма» так тихо, что не слышал сам себя, заповедь он все же исполнил. В тех случаях, когда обстоятельства не позволяют молиться вслух, следует прочитать «Шма» хотя бы мысленно.

12. Следует сосредоточиться на смысле читаемого при произнесении всех трех частей «Шма», однако важнее всего — сосредоточиться во время чтения фразы: «Слушай, Израиль...» и следующей за ней — «Благословенно славное имя царства его...», поскольку, произнося эти слова, еврей провозглашает свою верность Всевышнему. Начиная со слова «Люби...» и далее, главное — прочитать текст, и выполнение заповеди засчитывается молящемуся, даже если он был недостаточно сосредоточен. Если же две первые фразы он произнес не сосредоточившись, ему следует прочитать их заново, причем тот, кто молится не в одиночестве, должен повторить их шепотом, чтобы у окружающих не создалось впечатления, что он признает над собой не одну, а две власти. Если после завершения «Шма» молящийся вспомнил, что произнес две первые фразы не сосредоточившись, он должен повторить все сначала.

Комментарии

«Шма, Исраэль» — «Слушай, Израиль» — важнейшая еврейская молитва, заповеданная непосредственно Торой. Она состоит из трех отрывков из Торы: Второзаконие 6:4-9, 11:13-29 и Числа 15:37-41. Эту молитву читают ежедневно утром и вечером.

Текст «Шма» не является молитвой в строгом смысле слова, т.к. в нем нет ни прославлений Всевышнего, ни наших просьб к Нему. (На иврите различаются понятия «Криат Шма» — буквально чтение Шма, и «Тфилат Амида» — молитва Амида) Чтение трех частей «Шма» должно подчеркнуть три важнейших положения иудаизма и углубить наше понимание их. В первой части говорится, что отношение к Богу должно быть личным и свои отношения с Богом нужно строить на основе любви к Нему. Во второй части декларируется не только тот факт, что мы должны соблюдать Его заповеди, но и то, что все блага и горести этой жизни ниспосылаются нам Всевышним в зависимости от того, насколько правильно мы исполняем свои обязательства перед Ним. Третий отрывок гласит, что соблюдение заповедей — это не самоцель, а инструмент нравственного совершенствования и приближения к Всевышнему; в конце третьего отрывка говорится о том, что на протяжении всей нашей истории, начиная с Исхода, нас направляет Его рука. Первый отрывок «Шма» является обращением ко всему народу Израиля как к единому целому, и в то же время к каждому еврею в отдельности. Второй отрывок обращен к народу как к социуму.

По сути, «Шма» есть символ веры иудаизма. Его произносят также и в случае смертельной опасности и перед смертью).

Первый стих молитвы «Шма» особенно важен (и очень желательно читать его на иврите). При чтении слов «Слушай, Израиль...» необходимо четко осознавать по крайней мере следующее: «Господь — наш Всевышний Владыка, Он один во всех мирах, на небе и на земле, и абсолютно всюду» (Бесамим Рош). Первый стих «Шма» декларирует строгий монотеизм: «Господь один», причем Он один во всех значениях этого слова: Он — единственный, Кто пребывает всюду; Он — единственный, Кто управляет миром (т.е. мы провозглашаем, что Бог и только Он управляет всем, что происходит вокруг нас); Он — один для всего человечества (и хотя сейчас только мы признаем Его Богом, но в будущем Его признают Владыкой мира все народы земли); Он един т.е. нет в Нем «частей», и мы не можем никак «проанализировать Его как объект».

Первый стих «Шма» произносят вслух, повышая голос, чтобы легче было сосредоточиться на смысле слов. Правой рукой при этом прикрывают глаза — для большей сосредоточенности, а также чтобы подчеркнуть идею «слушай» (в противоположность понятию «видеть», означающему в духовном плане «убеждаться самому», т.е. экзистенциальный монолог; понятие же «слушать» означает «получить [от кого-то другого]», «принять [то, что дано нам Всевышним]», т.е. экзистенциальный диалог.)

Когда община произносит «Шма, Исраэль», то все находящиеся в синагоге должны присоединиться к ней и прочесть первый стих «Шма». Если кто-то читает молитву, на которой запрещено прерываться, то он просто прикрывает глаза и слегка повы шает голос, мысленно присоединяясь к общине.

Поскольку читая «Шма, Исраэль» мы выполняем заповедь Торы, то нужно произносить слова «Шма» предельно точно, правильно выговаривая все буквы, следить, чтобы слова не сливались и т.д.

Время чтения утреннего «Шма» — первая четверть (по другому мнению — треть) светового дня (световой день — это время от восхода до заката). Для того, чтобы не пропустить это время, «Шма» читают также и в начале утренней службы. Время вечернего «Шма» наступает сразу после появления на небе трех звезд средней величины.

«Благословенно славное Имя царства Его вовеки веков!». Этой фразы нет в Торе в тексте «Шма», она добавлена к «Шма» в молитвеннике. Слова эти (несколько измененная цитата из Псалма 72:19) народ произносил, услышав из уст первосвященника в Храме Имя Всевышнего. Так как у Бога евреев нет собственного Имени (все Его Имена — это только описания Его проявлений в мире), то эту фразу следует понимать так «Благословенно Имя, под которым Царство Господа прославлено на этой земле». Агада (Мидраш Дварим Раба 2:36) объясняет, что молитвенную формулу «Благословенно Имя славы Царства Его навечно» Моисей «подслушал» у ангелов и передал ее народу Израиля. Поскольку эта молитва ангелов не была «официально» передана нам, мы произносим ее шепотом. (Однако в Йом Кипур, когда по своему поведению мы «уподобляемся ангелам», эти слова произносят громко.)

Наша синагога
История
Правила поведения
Расписание молитв
Заказать молитву

Наша община
Об общине
Устав общины
Главный раввин
Председатель общины
Попечительский совет
Комиссия по обращениям

Что есть в синагоге
Библиотека «Сифрия»
Магазин «Кошер»
Ресторан «Лехайм»
Малая Синагога
Миква
Служба знакомств
Синагога грузинских евреев

Районные синагоги
Выборгский
Московский
Приморский
На Тверской
На Васильевском

Иудаизм. Почитать и познакомиться
Тексты молитв
Практика еврейской жизни
Еврейский календарь
Еврейские праздники Первоисточники

Занятия по иудаизму
Занятия для детей
Занятия для молодежи
Занятия для мужчин
Занятия для женщин
Занятия для всех

Экскурсии и информация для туристов
Отдел по туризму
Экскурсии и услуги
Гостевой дом «Малон»
Гостиницы рядом
Кошерное питание
Культурный центр
Женский клуб
Для пожилых
Образование
Досуг

Детские и молодежные программы
Для детей
Для молодежи

Волонтерство и благотворительность
Стать волонтером
Сделать пожертвование
Получить помощь
Программа помощи «Рахамим»
Благотворительный центр
Общеобразовательные школы и детские сады
Детский сад «Ган Менахем»
Детский сад «Ган Хая Мушка»
Школа «Шамир»
Школа «Менахем»
Школа-пансион для девочек
Школа-пансион для мальчиков
Хедер «Менахем»

Подписаться на рассылку

Контакты
Рейтинг@Mail.ru
Яндекс.Метрика