Еврейская и арабская культура в Средние века.
17 янв.15:00, 21 янв. 19:00, 24 янв. 15:00
Лектор Семен Парижский
Стоимость участия 750 р., с 28 дек. 850 р., с 4 янв. 950 р., с 11 янв. 1050 р.
Подробности и расписание
17 января (вс) 15:00. Как мусульманская культура повлияла на средневековых евреев
На рубеже IX-X веков постепенно углубляющееся взаимодействие еврейской культуры с арабо-мусульманской цивилизацией (а именно на Востоке находится в эту эпоху подавляющее большинство еврейских общин мира) приводит к революции в сфере еврейской учености. В ответ на вызов со стороны арабо-мусульманской культуры у евреев впервые возникает языкознание, философия и светская поэзия на библейском иврите. В чем состоял этот вызов? Почему мусульмане называли евреев «народом книги», и почему именно среди арабов еврейская культура стала книжной в буквальном смысле этого слова?
21 января (чт) 19:00. Почему догматы иудаизма были впервые сформулированы на арабском языке?
Средневековый еврейский мыслитель Иегуда Галеви в своем классическом арабском трактате «Кузари» изображает сцену выбора веры хазарским царем. Почему наряду с христианином, мусульманином и иудеем к царю приглашается философ? Как получилось, что философское «кредо» иудаизма – 13 принципов Маймонида – было сформулировано по-арабски? Помимо ответов на эти вопросы, мы разберем короткую притчу о пути во дворец из арабского трактата «Путеводитель растерянных», в которой последователь Аристотеля великий еврейский философ Маймонид говорит о цели человеческого существования.
24 января (вс) 15:00. «Золотой век» евреев в Испании. Поэзия на иврите. Музыка
Одним из наиболее значительных результатов взаимодействия еврейской и арабо-мусульманской культур в средние века стало появление у евреев, впервые после эллинистического периода, самостоятельной области художественного словесного творчества. В середине X века в Испании начинается расцвет поэзии на библейском иврите, названный впоследствии «золотым веком». Мы познакомимся с выдающимися поэтами этой эпохи (Шмуэль Нагид, Шломо ибн Габироль, Моше ибн Эзра, Иегуда Галеви) и с наиболее яркими их произведениями. Поговорим также о том, как при отсутствии нотации ученые и исполнители пытаются реконструировать музыкальную составляющую стихов тысячелетней давности.
Тест и сертификат
В конце курса вы сможете пройти итоговый тест.
Успешно сдавшие тест получат электронный сертификат за подписью главного раввина Петербурга.
О лекторе
Семен Парижский – филолог-востоковед, кандидат филологических наук, доцент Института стран Азии и Африки МГУ, программный директор культурно-образовательного проекта «Эшколот».