«Он был Артист...» Ушел из жизни Александр Семенович Кожевников
9 января на 69-м году жизни скончался Александр Семенович Кожевников - преподаватель истории в школе «Менахем».
Вот как говорят о нем преподаватели школы «Менахем»:
«Он воплощал в себе лучшие черты настоящего учителя: удивительную интеллигентность, широкую образованность и эрудицию, тонкий юмор, какую-то особенную ленинградскую культуру. Мы все очень любили и уважали Александра Семеновича, его присутствие вносило в атмосферу школы особую ноту. А теперь нам осталась только память о нем...».
Смерть Александра Семеновича - большая утрата для всех нас. Его любили в школе, он был уважаемым человеком в еврейской общине. Выражаем наши глубочайшие соболезнования родным и близким, коллегам и ученикам Александра Семеновича.
Об Александре Семеновиче вспоминает Ирина Николаевна Гостева - преподаватель литературы в школе «Менахем», руководитель школьного театра «Зиф»
...А еще он был Артист. Артистизм выражался во всем: в тонкости восприятия, в острой наблюдательности, удивительной чуткости. Он был артистом и в прямом смысле слова. В мою жизнь он вошел в институтские годы прямо с подмостков студенческого театра. Искрометный спектакль-пародия «Урок дочкам» (пьеса Крылова, сюжет которой перенесен в другие времена). Его заключительная реплика античного эпизода: «Молчи, карга, есть место на галерах. Сегодня крокодилов не кормить!» – стала легендой. Его роскошный голос породил кличку «Шура Бас». Я долгое время думала, что у него такая фамилия.
Потом пауза в несколько лет – и случайная встреча на проспекте Ветеранов, на переходе. Бурная радость: «Ты где? А ты? А когда? А что?» Несутся машины, а мы стоим посреди улицы (заметьте, тогда никаких островков безопасности не существовало) и болтаем, как будто век не расставались. Я тогда болела идеей домашнего театра. Мы даже начали репетировать... Конечно, Пушкина... Но показали только отрывок из задуманного. Хотя, может быть, самое главное было сделано: мы получили колоссальное удовольствие от репетиций, от погружения в текст, общения. «Несбывшееся зовет нас», – говорил Грин. Это несбывшееся заставило меня вернуться в школу, которая станет потом гимназией № 92. А в ней родится театр «Феникс», его премьеры в течение многих лет ежегодно проходили 19 октября. И не было ни одного спектакля, который бы пропустил Кожевников. Давно известно: артист – самый лучший зритель. Более тонкого ценителя трудно было сыскать.
Но раз в год показалось мало. И когда родилась идея экспериментального класса, собранного по принципу креативности (золотое время, полное самых неожиданных и бесстрашных решений!), понадобились эрудированные творческие педагоги, способные СЛУЖИТЬ этой идее. Нужно было создавать интегрированную программу, объединяющую 9 предметов, в первую очередь – литературу, МХК и историю. Кожевников подходил для этой деятельности как нельзя лучше. Он работал в другой школе, был там учителем и завучем, но ездил через весь город, чтобы ТВОРИТЬ. Тогда я увидела его на уроках. Передо мной снова возник Артист, на которого с замиранием сердца влюбленными глазами смотрели дети...
Потом, в 1992 году, было награждение знаком мэра «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга». Наша четвёрка гордо прошагала по красной ковровой дорожке Смольного, а потом отмечали это событие, и в ночи с моей лоджии раздавалось «Из-за острова на стрежень...», и в дружном хоре выделялся бархатный бас...
И последний этап – школа «Менахем». Первым завучем в ней стала Ритта Давыдовна Кацман, когда-то поддержавшая нашу идею экспериментального класса. Стоит ли удивляться, что Александр Семенович оказался в этой школе, где хотелось создать атмосферу тепла и подлинной культуры? И снова он не только учитель – он артист. Вспомните его в игре по Остапу Бендеру, по Маршаку, по Шварцу...
И наконец – его последняя роль в последнем пуримском спектакле – роль Ахашвероша. Смешнее мы ничего не видели. И только он знает (знал...), чего ему стоило приезжать на репетиции в дни, когда не было его уроков...
Ах, да! Был еще Финн из «Руслана и Людмилы». Напоследок он встретился со своим любимым Пушкиным. А еще – с Алексеем Степановым, которого он видел когда-то в «Фениксе», начиная с самого первого спектакля, в котором тот играл Пушкина... А теперь они играли одну роль, и Алексей знал все слова Кожевникова, чтобы прийти ему на помощь, если что... Не понадобилось. Он справился сам. Он всегда со всем справлялся сам. Так они и стояли рядом – два артиста, учитель и ученик. Так и должно быть, если учитель – настоящий.
Благодарим педагогический коллектив школы «Менахем», в особенности Марину Вадимовну Белицкую, Елену Вадимовну Шестакову, Ирину Николаевну Гостеву за предоставленные материалы.