14 - 15 Тамуза в еврейской истории
Мы продолжаем рассказ об исторических событиях месяца Тамуза, прибыли и потери которого можно перечислять долго. На этой неделе из еврейского календаря мы выбрали два интересных события.
***
Из Сиона восходит Тора, а слово Божье – из дома Сончино
14 тамуза 5249 года (13 июня 1489) в Италии, в городке Сончино недалеко от Милана, книгопечатник Иегошуа Шломо Сончино издал Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавли).
До этого момента итальянские типографы игнорировали классические религиозные книги (Талмуд, молитвенники), издавая преимущественно словари, философские труды, комментарии, алахические руководства. То, что издатели Сончино теперь воспроизводили Вавилонский Талмуд типографским способом, делало изучение иудаизма доступным более широким кругам.
Кроме того, это издание Талмуда Бавли было предвестником того, что Италия вскоре станет колыбелью еврейского книгопечатания, «золотой век» которого придется на первую половину 16 в. Вскоре Сончино поменяют сам статус этого рода деятельности, превратив в стабильное производство и доходный бизнес.
Сончино – семья итальянских издателей, евреев-ашкеназов, ведущая имя от города в Миланском герцогстве. Она прослеживает свою родословную через Мозеса из Фюрта, который упоминается в 1455 году, до некоего Мозеса из Шпайера в середине XIV века.
Типографская марка Гершома бен Моше Сончино в 1522 - 1533 гг.
Именно представители рода Сончино занимают среди еврейских типографий конца XV – первой половины XVI вв. главное место. Три поколения этой семьи, проживавшей в Германии и переселившейся в Италию, с 1483 по 1547 гг. вели активную издательскую деятельность.
Династия типографов Сончино стала символом еврейского книгопечатания. Это отражено в девизе Сончино – «Из Сиона восходит Тора, а слово Божье – из дома Сончино» (парафраз стиха пророка Йешаягу). Издательская деятельность типографов Сончино сопоставима с вкладом, который внесли знаменитые типографские династии Мануция в итальянское книгопечатание и Эльзевиров – в голландское. При этом династия Сончино возникла много раньше династии Мануция (1494 г.) и тем более Эльзевиров (1581 г.).
Один из разворотов 1-го издания «Махзор минхаг Роми» (Касальмаджоре: Изд. Иегошуа Шломо Сончино, 1485-86)
Издания семьи Сончино, хотя и не были первыми по времени, превосходили другие по совершенству печати и тщательной корректуре.
Как и каждый еврейский печатник, семья Сончино имела собственный набор шрифтов, поначалу напоминавших лучшие рукописные буквы. Главным образом, использовался так называемый сефардский шрифт– маленький квадратным, довольно четкий и красивый, учитывавший технические особенности книгопечатания и ставший исходным для последующих еврейских печатников.
Страница из первой книги, напечатанной издательством Сончино
Перечень известных нам изданий типографии Сончино содержит 137 названий наиболее крупных памятников еврейской письменности.
***
«Погасла западная свеча»
15 тамуза 5503 (26 июня 1743) в возрасте 47лет в Иерусалиме умер раввин Хаим бар Моше Ибн Атар – выдающийся комментатор Торы, один из духовных лидеров поколения, автор знаменитого труда «Ор Ахаим». Согласно каббалистам, в нем жила душа великого мудреца из Цфата р. Моше Кордоверо.
Он родился в марокканском городе Сале – в богатой семье выходцев из Испании, где прожил до 40 лет. Изучал Тору у своего деда, р. Хаима Ибн Атара, в честь которого был назван.
Город Сале
Завершив учебу, р. Хаим организовал ешиву в своем доме и преподавал в ней. Значительную часть средств он тратил на благотворительность. В 5492 (1732) году, когда он еще жил в Сале, в амстердамской типографии вышла его первая книга «Хэфец Ашем» («Желание Б-га»), содержащая его аналитические заметки к Талмуду.
Впоследствии вместе с группой учеников он решил совершить алию в Землю Израиля и отплыл на корабле вдоль северного побережья Африки на восток.
Из-за временного изменения курса он оказался в Италии, где провел два года, публикуя свои книги и выступая в синагогах. В 5499 (1739) году в Венеции вышла в свет его книга «Ор Ахаим» («Свет жизни») – глубочайший комментарий к Пятикнижию. Эту книгу высоко ценил основоположник хасидизма р. Исраэль Бааль-Шем-Товом – в дальнейшем она оказала выдающееся влияние на развитие хасидского движения.
В последующих поколениях книга «Ор Ахаим» стала столь популярной, что ее название заменило собой имя автора. Более того, к названию книги стали добавлять определение «кадош» (святой) – так традиционно величали только самые великие кабалистические труды.
В конце месяца элул 5501 (1741) р. Хаим Ибн Атар (Ор аХаим) с учениками и их семьями года сошли на берег в аккском порту, где прожили почти год, поскольку в Иерусалиме свирепствовала эпидемия. Они посетили многие святыни Северной Галилеи, побывали в Цфате, а также на горе Мерон, где погребен составитель книги Зоар р. Шимон бар Йохай. В первый свой Йом-Кипур на Святой Земле они молились в пещере пророка Элияу у подножия горы Кармель, возле Хайфы.
Вход в гробницу Шимона Бар Иохая
Наконец, р. Хаим Ибн Атар оказался в Иерусалиме. Согласно традиции, там он создал не только «открытую» ешиву, но также и еще одну, «скрытую», доступ в которую был строго ограничен. Там под его руководством изучались сокровенные тайны Торы.
В Иерусалиме р. Хаим Ибн Атар прожил меньше года: пятнадцатого тамуза 5503 (1743) года, на исходе шабата недельной главы Пинхас, он был призван Вс-вышним в Небесную ешиву. Ему было только сорок семь лет.
Ученики основоположника хасидизма Бааль-Шем-Това вспоминали, что в то мгновение, когда умер р. Хаим Ибн Атар, их учитель в Меджибоже омывал руки для третьей субботней трапезы (на Украине шабат еще не закончился). Преломив и отведав хлеб, Бааль-Шем-Тов сказал: «Погасла западная свеча». А уже после авдалы, когда шабат завершился, он пояснил, что в тот миг скончался р. Хаим Ибн Атар, пришедший из стран Запада в святой город. Считается, что между этими двумя праведниками, живущими на двух противоположенных концах еврейского мира, существовала крепкая духовная связь.
Бейт мидраш (синагога) Баал-Шем-Това в Меджибоже (сейчас восстановлен)
Могила р. Хаима Ибн Атара на Масличной горе в Йерушалаиме и по сей день привлекает к себе многочисленных еврейских паломников. После Войны за Независимость 5708 (1948) года, когда Масличная гора оказалась в руках арабов, множество могил на еврейском кладбище было осквернено. Шоссе, которое прокладывали через кладбище, должно было пройти и через могилу р. Хаима Ибн Атара. Но, как только бульдозер строителей приблизился к его могиле, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся и скатился по крутому склону вниз, водитель погиб. Строительные работы были приостановлены, а затем шоссе проложили по иному маршруту. (Из книги «Еврейские мудрецы», изд. Швут Ами).
Могила р. Хаима Ибн Атара на Масличной горе в Йерушалаиме