23 Тамуза в еврейской истории
В этот день мы вспоминаем двух еврейских мудрецов, талмудистов – раввина Яакова бен Ашера и раввина Шломо Залмана Ойербаха.
***
Яаков бен Ашер
23 Тамуза 5100 (19 июля 1340) умер законоучитель, талмудист, раввин Яаков бен Ашер.
Яаков бен Ашер
Яаков бен Ашер – один из величайших кодификаторов законов Торы, составитель алахического кодекса «Арбаа Турим», или кратко - «Тур», который лег в основу еврейских законодательных сборников, в том числе «Шульхан Аруха». Вслед за названием его труда, самого Яакова бен Ашера часто называют Бааль ха-Турим.
Он был третьим сыном знаменитого раввина Ашера бен Иехиэля (РОШ), родился в Германии, вместе с отцом бежал оттуда и поселился в Испании (в Толедо) в 1304 году.
Известно, что Рош излагал законы в том же порядке, что и в Талмуде. Чтобы отыскать закон, надо было точно знать, в каком трактате и в какой главе он помещен. Однако р. Яакова это не устраивало, он стремился создать кодекс значительно более удобный для употребления.
После смерти отца р. Яаков начал издавать свою книгу «Арбаа турим», которая должна была стать компиляцией споров в Талмуде и мнений предыдущих мудрецов по вопросам Галахи. Он разработал совершенно новый принцип систематизации материала, который впоследствии лег в основу всей еврейской законодательной литературы.
Весь материал он разделил на четыре больших раздела – «ряда». Отсюда и название книги: «Арбаа турим» («Четыре ряда»):
- «Орах Хаим» («образ жизни») – законы повседневной жизни, молитва, шабат, праздники, посты (697 глав);
- «Йорэ Деа» («учит знанию») – запрещенные виды пищи и смешивания пищи, кашрут, шхита, идолопоклонство, ритуальная чистота, изучение Торы, траур, благотворительность (403 главы);
- «Эвэн ха-Эзэр» («Ковчег Б-жий», досл. «Камень помощи») – законы семьи и брака (178 глав);
- «Хошен ха-Мишпат» («судный наперсник») – судопроизводство, гражданское право, имущественные споры и их решение, взаимоотношения между людьми (427 глав).
Иллюстрированная страница книги Яакова бен Ашера «Арбаа турим»
Структура книги была повторена в кодексе Шулхан Арух, созданном на основе Тура.
Пояснение р. Яакова к Торе печатается до сих пор в большинстве изданий Хумаша (Пятикнижия). Р. Яаков составил также комментарии к Торе, основанные по большей части на связях между словами и их числовыми значениями.
Принято считать, что Рабби Яаков бен Ашер написал пояснение к Торе за одну ночь. Но у этой легенды нет достоверного источника.
Бааль ха-Турим написал духовное завещание своим детям, в котором есть следующие советы:
- «Не надейся на свое богатство и на свой ум и на какого-либо человека в нашем мире, а только на великого Г-спода Б-га».
- «Если тебя ругают или хвалят – пусть будет в твоих глазах ругань как хвала и хвала как ругань».
- «Если ты видишь, что кто-либо делает что-либо небогоугодное, объясни им с помощью морали и путей мудрости, но не позорь их, чтобы они не оттолкнули тебя. Все в свое время».
- «Ни говори ничего кроме того, что требуется».
- «Плод всего дня - время молитвы. Плод всей недели – шабат».
Согласно легенде, в конце жизни Яаков бен Ашер покинул Толедо, отправился в Эрец-Исраэль, но умер в пути. Есть мнение, что его могила находится в Греции.
***
Шломо Залман Ойербах
23 Тамуза 5670 (30 июля 1910) в Иерусалиме родился раввин Шломо Залман Ойербах – израильский раввин, один из важнейших религиозных авторитетов и мудрецов Торы в наше время, глава ешивы «Коль Тора» на протяжении 40 лет.
Шломо Залман Ойербах и Гедалих Эйсман (1989)
Рабби Ойербах учился у известных раввинов своего времени, высоко ценил и почитал рава Кука.
Уделял много внимания решению галахических вопросов, связанных с новыми технологиями и медициной. В 24 года он написал книгу «Мэорей Эш», посвященную проблеме использования электричества в шабат.
Большая часть его галахических постановлений выходила в форме статей, он также давал их в устной или письменной форме; некоторые из них в дальнейшем вошли в книги. Среди них – ответы на личные вопросы о галахических дилеммах, взгляд на различные талмудические темы, как практические, так и теоретические, а также обсуждение заповедей, привязанных к земле. Но все же основной темой его постановлений была повседневная жизнь человека.
В 1948 году был назначен главой ешивы Коль Тора. Всю свою жизнь прожил в Иерусалиме, в квартале Шаарей Цедек. Был известен своей деликатностью, чуткостью и приветливостью.
Р. Ойербаху не раз предлагали разные высокие должности, в том числе – пост главного раввина Иерусалима, позднее – стать одним из главных судей, но он отказался. Несмотря на это, к нему все равно обращались за решением галахических вопросов.
Он ушел из жизни 19 февраля 1995, похоронен в Иерусалиме.
Надгробие рабби Ойербаха