7 - 13 Тамуза в еврейской истории

Тамуз - десятый месяц еврейского календаря при отсчете от сотворения мира и четвертый при отсчете от Исхода из Египта.
Он отмечен множеством исторических событий. Вот несколько, относящихся к этой неделе.
***
Парижский диспут
7 Тамуза 5000 года (28 июня 1240) в Париже в присутствии короля состоялся диспут по поводу Талмуда. Это первый большой судебный процесс против Талмуда, за которым последовало первое массовое уничтожение еврейских книг в истории.
Борьба с еврейством в Средние века, да и позднее, приняла форму борьбы с Талмудом.
«Святой Идельфонсо спорит с евреем». Кастилия, X в. Идельфонсо, назначенный архиепископом Толедо в 653 году, участвовал в Девятом Толедском Соборе, во время которого епископам было приказано с особым пристрастием следить за обращением в христианство евреев, что было результатом жестокого законодательства Рекареда.
Исидор Севильский преподносит свой труд против евреев своей сестре Флорентине, которой посвящена эта книга. Иллюстрация к рукописи De fide catholica, вероятно, из Северной Франции, ок. 800 г.
Причиной Парижского диспута была реакция римского папы Григория IX на доклад о содержании Талмуда, полученный им от еврея, перешедшего в христианство, Николя Донина. Доклад состоял из 35 глав, в которых Донин обвинял Талмуд в поругании христианства, богохульстве, враждебности к христианам.
Папа Григорий IX разослал требования к королям и архиепископам изъять копии Талмуда, передать их францисканцам и доминиканцам для изучения, а в случае подтверждения того, что они содержат антихристианскую информацию – уничтожить.
На призывы папы откликнулся французский король Людовик IX. Копии Талмуда были изъяты и переданы монахам францисканского и доминиканского ордена, которые приступили к их изучению, в ходе которого беседовали также c ведущими раввинами Франции.
В дальнейшем в присутствии короля состоялся диспут между представителями парижского христианского духовенства и четырьмя ведущими раввинами страны во главе с Иехиэлем бен Иосефом из Парижа в присутствии короля Людовика IX.
Диспут закончился в 1242 году исполнением приговора о сожжении Талмуда. 17 июня 1242 года в Париже на Гревской площади было сожжено 24 воза изъятых копий Талмуда.
Подобный приговор послужил примером для последующих диспутов, особенно в Испании.
Диспут между иудеями и христианами, гравюра, 1483
***
Начало голода в Иерусалиме
Одно из важнейших событий первой Иудейской войны (66-73 гг.) – осада Иерусалима римскими войсками.
Бои за город длились пять месяцев. Согласно описанию событий у Иосифа Флавия в произведении «Иудейская война», первым шагом римлян к захвату Храмовой горы было разрушение части стены крепости Антония, расположенной напротив Храма (в третий день месяца Тамуз). На развалинах крепости римляне построили насыпь, которая достигала стены храмового двора.
9 Тамуза в осажденном Иерусалиме начался голод. В тот же день пали городские стены, и город был захвачен римской армией.
Триумфальная арка Тита (реплика, Музей диаспоры). Римский монумент, на котором изображено завоевание Иерусалима, I в. н. э.
Это событие – предвестник трагических событий Девятого Ава, когда после захвата города был разграблен и сожжен Иерусалимский Храм, главная святыня иудаизма. Почти весь город был разрушен до основания, уцелели лишь несколько построек, среди них Западная Стена иерусалимского Храма. Жители города были убиты, а выжившие – проданы в рабство.
***
Самое масштабное аутодафе в Испании
Аутодафе – сожжение на костре инквизиции – распространенная в Средневековье практика наказаний в Испании и Португалии. За все время проведения аутодафе погибли тысячи евреев, были сожжены сотни еврейских книг и рукописей.
13 Тамуза 5440 года (30 июня 1680) состоялось самое большое и помпезное аутодафе в истории Испании. В Мадриде из 118 еретиков, представших в этот день перед трибуналом (большинство были евреями), 67 были приговорены к сожжению.
Аутодафе было устроено в честь приезда в столицу невесты юного короля Карлоса II, который сам зажег первый факел, воспламенивший костры. Спектакль начался в 6 утра и шел без перерыва 14 часов. Присутствовала вся испанская знать.
В воспоминаниях присутствовавшей на аутодафе иностранной гостьи говориться, что а какой-то момент из процессии приговоренных вырвалась 17-ти летняя девушка и упала на колени перед будущей королевой. «Великодушная королева! Может быть, ваше королевское присутствие спасет меня от этого. Я всосала мою религию с молоком матери, почему я должна умереть за это?» Но ни королева, ни, тем более, король не оказались сентиментальными. Даже совсем наоборот, король сам поджег костер с несчастной жертвой, чем, безусловно, оказал ей великую честь.
Королевский художник Франциско Ризи, сменивший на этом посту Веласкеса, обессмертил это событие в известной картине «Аутодафе в Мадриде в 1680 г.», заключающей в себе до 3000 человеческих фигур, из которых многие - портреты.
Франциско Ризи, «Аутодафе в Мадриде в 1680 г.»
Как проходили аутодафе в Средние века?
Аутодафе (буквально - акт веры) появилось с началом инквизиции с XIII века, а распространение получило с конца XV века, приобретя характер массового театрализованного ритуального действа. Эти масштабные представления проходили на таких крупных площадях как площадь Майор в Мадриде, и длились целый день.
Сооружение помоста для Аутодафе занимало более месяца. В отчетах инквизиции поражают огромные суммы, тратившиеся на воск, так как использовали очень много свечей.
После долгих месяцев или даже лет заключения в подземных темницах инквизиции осужденных выводили из тюрьмы ночью накануне аутодафе.
Приговоренных сначала проводили по всему городу в костюмах, на которых изображались их прегрешения. Затем их собирали и читали длинные проповеди и молитвы, толпе демонстрировались кающиеся преступники, затем жертв сжигали на костре со знанием дела.
За некоторое время до аутодафе о нем официально объявлялось перед общественными зданиями и в городских садах. Объявление об аутодафе в Мадриде в 1680 году гласило: «Жители города Мадрида сим извещаются, что св. суд инквизиции города и королевства Толедского торжественно совершит общее аутодафе в воскресенье, 30 июня с. г. и что все те, кто так или иначе примет участие в совершении или будет присутствовать на указанном аутодафе, воспользуются всеми духовными милостями, какими располагает римский первосвященник».
«Аутодафе», Ф. Гойя (1812-1819)
Для обычного горожанина аутодафе представляло собой массовое развлечение. Люди приводили с собой детей, брали еду на целый день и наслаждались «занимательным» и «поучительным» религиозным зрелищем.