Режим работы Синагоги
Все проекты
Общину поддержали 41736 раз

Давид Иосифович Баркан. Глава из ненаписанной книги

На днях, 17 швата, был йорцайт (годовщина смерти) Давида Иосифовича Баркана.  Он ушел из жизни год назад. 

Известный экономист и педагог, профессор, он был еще и истинным «бааль тшува», человеком, в уже очень зрелом возрасте пришедшем к Торе.

Давид Иосифович Баркан годовщина смерти

В день йорцайта члены общины, друзья Давида Иосифовича прочитали поминальные молитвы на его могиле.

Давид Иосифович Баркан годовщина смерти

Давид Иосифович Баркан годовщина смерти

А кидуш в предшествующую субботу был посвящен поднятию его души.

Однажды проф. Баркан поделился с раввином Шаулем Бруком своей мечтой - издать книгу о Торе и маркетинге. К сожалению, он успел написать и прислать р. Шаулю лишь первую главу. 

В память о Давиде Иосифовиче мы решили опубликовать этот текст. Если вы прочитаете его и извлечете для себя жизненный урок, мы уверены, что душа Давида Иосифовича будет радоваться на Небесах!

Маркетинг и Тора: вопросы без ответов

Размышления верующего дилетанта

Преамбула

Эта статья родилась из заметок, которые были сделаны при подготовке к выступлению на питерском Лимуде 2017, в декабре. К забавной, огорчительной и поучительной этой истории вернемся в конце текста. Но на самом деле все началось гораздо раньше - со смутного особого интереса моего к эпизоду соблазнения Хавы змеем, и ответа Адама Всевышнему на вопрос о съеденном яблоке. «Смутность» была просто отсроченным осознанием того, что весь этот «кейс» (да простит меня Небо за употребляемые здесь и далее профессиональные термины, они ни на йоту не снижают чувства верующего «среднего» еврея!) - абсолютно маркетинговый по самому своему «инструментарию».

Действительно, змей убеждает Хаву, используя три хорошо известных из традиционного маркетинга приема. Вначале гарантирует клиенту «безопасность товара»", затем - преимущества, которые дает его использование, а как «финальный аккорд» - пускает в ход технику «референтная группа». Еще более интересен (и не столь очевиден) чисто маркетинговый характер ответа Адама Всевышнему: «Жена, которую Ты дал мне...» что это?! - На языке традиционного маркетинга, опять-таки, это называется «претензия потребителя производителю», а более точно - необоснованная претензия, и, просто для порядка, отметим: из текста Торы никак не следует, что Господь сотворил для Адама руководителя или даже авторитетного советника! Как мы знаем, Господь сотворил «помощника, соответствующего ему». И вот здесь необходимо отступление поясняющего характера.

Не случайно подзаголовок статьи - «размышления верующего дилетанта». Или: автор ни в коем случае не является глубоким знатоком Торы, и мои знания «покоятся» на явном и очевидном смысле слов русского перевода Книги (под ред. проф. Бранновера), а также прочтении нескольких источников (все в русском переводе), раскрывающих и поясняющих различные положения собственно Торы, и связанные с иудаизмом вообще. И утешаю себя в этом смысле точкой зрения одного из величайших еврейских мудрецов древности - раби Акивы: «Тора говорит языком человеческим». Конечно, хорошо осознаю, что даже только по поводу разбираемого мною «кейса» есть много замечаний и пояснений умнейших знатоков Торы. И в то же время: простое смысловое понимание Торы, надеюсь, роднит меня со «средним» евреем русскоязычного сообщества, с одной стороны (а именно для него я и пишу!), и позволяет взглянуть на это «смысловое понимание» под углом зрения моей профессии. А этот взгляд, полагаю, имеет право на существование. И, конечно, никак не вторгается в глубинные слои понимания знатоков Торы, или, еще яснее: верующий дилетант пишет для таких же, как он, и, при этом, - проявляющих разного рода интерес к маркетингу, который окружает нас повсюду, зачастую - совсем незаметно для среднего человека. Более того, этот «средний», возможно, вынесет для себя из этого текста какие-то значащие вещи, интерес к пониманию и обсуждению волнующих тем и т.д. И, наконец, насчет «вопросов без ответов»: именно это - наша авторская позиция, и здесь - абсолютно твердое убеждение, что те вопросы, которые ставит рассмотрение маркетинга в контексте некоторых положений Торы, и/или наоборот, с одной стороны-очень важны. А с другой- что они, эти вопросы, очень часто не имеют ответов, которые позволили бы среднему человеку занять обоснованную и достойную позицию в различных жизненных ситуациях. Чем хотелось бы закончить преамбулу: конечно же, весь предлагаемый текст - естественное приглашение к диалогу и высказыванию самых разнообразных, относящихся к делу точек зрения.

I. Маркетинг как наука и искусство выбора.

Этот раздел - очень краткая справка для читателей, не имеющих представления о существе маркетинга. И понятно, что здесь мы предельно упрощаем, даже «огрубляем» представление о различных ключевых моментах, как раз и составляющих базисные понятия и концепцию маркетинга в целом. Сама же задача этой «справки» предполагает несколько меньшее внимание к сопоставлению тех или иных положений с принципами Торы.

Выбор из возможных решений, действий, состояний и т.д., сопровождает человека не только всю жизнь, но и любой его день от момента пробуждения утром и до отхода ко сну. При этом - начиная от чисто бытовых мелочей и до принципиальных, влияющих на судьбы и будущее миллионов людей проблем на всей земле. Только не следует упрощать, сводя многие решения и действия к укоренившимся привычкам любого человека: понятно, что когда-то, в детстве или более взрослом возрасте, был сделан какой-то выбор, который потом и превратился в привычку. Повторим - но это важный повтор: вся сознательная жизнь любого человека - цепь выбора. Теперь - от абстракции к конкретике.

Мы просто констатируем, что выбор, с точки зрения Торы, - одно из величайших благ, дарованных Всевышним человеку и любому человеческому сообществу, и в этом смысле такая возможность, безусловно, идет рука об руку с ответственностью каждого человека и любого человеческого сообщества за сделанный выбор (подробнее - ниже). Разумеется, мы имеем в виду свободный выбор из ряда возможностей. К этому никак не относится «выбор под давлением», то есть  принудительный выбор, который имеет форму выбора лишь внешне. И теперь особо отметим важнейшее для развития цивилизации, человеческого общества в целом «поле выбора». Конечно же, речь идет о таком выдающемся механизме прогресса как рынок, уже несколько тысячелетий в разных своих формах двигающем человеческий прогресс - начиная от технологического вплоть до духовных сторон развития индивидуума и сообщества в целом. Во все времена и при любых системах управления обществом сам рынок всегда был эффективен ровно настолько, насколько на нем существовала и гарантировалась свобода выбора. Мы имеем ввиду любой, абсолютно любой рынок, начиная от привычного и всеохватывающего рынка товаров и услуг до рынка политических идей, партийных предложений, и т.д., и вплоть до (выше мы уже принесли извинения за употребление профессиональных терминов) «рынка» религиозных идей и верований. И этот последний момент - предмет особого пояснения: выбор человеком религии, предпочтение позиции агностицизма или вообще отказ от религии и предпочтение атеизма - все это определяется настолько значительным комплексом привходящих факторов, что это, конечно же, выходит за рамки нашего текста.   В рамках нашего обсуждения: как только появилась возможность выбора, сразу и естественно появилась и возможность влиять на этот выбор. А это влияние можетбыть как честным и в интересах «выбирающего», так и объектом манипуляций, и, скажем мягко, не очень честного и противоречащего интересам выбирающего воздействия. Именно по этой причине наука и искусство выбора (вначале - «чистое» искусство, а по мере развития - все в большей мере наука) обрели права гражданства и продолжают устойчиво охватывать разные сферы. Это в самом общем виде и есть маркетинг, хотя ему как конституировавшейся науке не более 60-70 лет. Другой вопрос, что элементы маркетинга (та же реклама, например) встречаются уже в древних документах - явно или скрыто. И в этом смысле, не побоимся сказать, имеют тысячелетнюю историю. Вот здесь самое время вернуться к обсуждавшемуся выше «кейсу».

В контексте Торы именно змея следует считать первым маркетологом на земле, и если есть в этой нашей фразе доля шутливости, то в том, что вы читаете далее, нет никакого юмора. Наше осторожное убеждение состоит в том, что неслучайно искусство маркетинга уже изначально несет в себе следы того, что можно назвать «греховность». Ведь именно змей и привел первых людей к тому, что называется «первым грехом». И как же это трактовать сегодня?! Вновь берем на себя смелость утверждать, что профессионал, занимающийся маркетингом, в отличие от множества других профессий на земле, всегда находится в ситуации, которые чреваты неэтичными или даже аморальными последствиями. Самый простой пример: любой маркетолог, который старается, даже с лучшими побуждениями, продать как можно больше, всегда потенциально сталкивается с тем, что многие люди купят ненужные ему или его семье товары. Просто потому, что именно настолько привлекателен был маркетинг этих товаров! И предвидим ответ: «Ну никто же не заставляет человека покупать товар! Это, в конце концов, тот выбор, о котором вы нам и толкуете!» Формально - правильное возражение, даже усилим его: каждый человек (кроме олигархов, не о них речь), в конце концов, живет в рамках своего бюджета. Еще раз повторим - формально правильный, этот аргумент по существу не учитывает важнейшего положения (мы дальше рассмотрим его подробно) о том, что зачастую человеком движут импульсивные желания, не очень обоснованные потребности, не лучшего свойства примеры и т.д. И именно маркетинг в этом смысле заставляет человека скорее думать «телом, а не душой» (употребляем эти термины условно, чтобы вернуться к ним дальше подробнее). Вы, уважаемый читатель, уже видите, что это - один из важных вопросов взаимосвязи маркетинга и Торы, который остается без ответа, и в нем фирма (по-своему) считает себя правой: ее маркетолог убежден, что он честно и старательно выполнил свое дело, а выбор человека - его право. А каково ваше мнение, уважаемый читатель? Все так просто или…

Читайте также:

«Человек с мудрой улыбкой на лице». Воспоминания членов еврейской общины Петербурга о Давиде Иосифовиче Баркане


Вконтакте

31 мая 2025 / 4 сивана 5785

Молитвы: Шахарит 10:00 Минха 21:50 Маарив 23:30

Недельная глава: Бемидбар

Шавуот 2 июня

Время зажигания свечей: 1 июня 21:47

Время зажигания свечей: 2 июня 20:25

Исход: 3 июня 00:57

Вход
Подписка на рассылку
Уже поддержали общину