«Она окружала заботой всех в ближнем и дальнем кругу»
Сотрудница нашей общины Ривка Гольденберг недавно похоронила маму. Светлана Ефимовна Соболева умерла в реанимации из-за ковида. Сегодня Ривка вместе со своей дочкой Михаль рассказывает нам о том, какой замечательной женщиной была Светлана Ефимовна, и благодарит еврейские общины Москвы и Петербурга за помощь в тяжелый момент.
Ривка Гольденберг:
- Неделя после похорон... Даже не верится. Столько было планов, столько осталось неосуществленных желаний, которым уже не дано сбыться...
У моей мамы была очень активная социальная жизнь. Она много лет проработала в еврейских организациях Москвы. Кормила вкусно и кошерно учеников колеля «Торат Хаим». Окружала заботой, уютом, доброжелательностью всех в ближнем и дальнем окружении.
Воспоминаниями о ней поделилось много людей, которые рассказывали разные теплые истории. Говорили о том, как много лет назад начинали ходить на занятия Торой только потому, что знали - в этом месте, в Лучниковом переулке, обязательно вкусно и сытно накормят. А самым голодным еще и добавки положат. И так, постепенно, втягивались. Сейчас эти люди – религиозные многодетные отцы семейств...
Еще один человек рассказал, что пришел в синагогу 20 лет назад, чтобы узнать, как сделать обрезание, а наткнулся на грубость. Говорит, если бы в этот момент его не отвели в колель, где его встретила очень гостеприимно моя мама, вкусно накормила, то, возможно, ноги бы его не было больше в еврейских заведениях.
Были семьи из Израиля, приезжавшие работать в Россию вместе с детьми, и малыши, впервые видевшие мою маму, тут же бежали к ней, прижимались, видели в ней бабушку, находили тепло и заботу.
Мама всегда знала, у кого из ее знакомых какие трудности или проблемы и вечно за всех переживала, молилась, старалась помочь. Живя в Подмосковье, соблюдала заповеди, и соседи помогали ей в этом, например, открывали подъезд на Шабат.
Моя мама задала для всей нашей семьи невероятно высокую планку того, какой должна быть еврейская мама и бабушка...
Я хочу сказать огромное спасибо московской общине - за то, что нашли место в хорошей клинике, за организацию перевоза мамы в реанимобиле, за доставку кошерной еды в больницу, за то, что буквально на каждом шагу помогали и взяли на себя все организационные вопросы. А также за духовную поддержку – чтение теилим, молитвы, многие женщины отделяли халу... И питерской общине я тоже очень благодарна – за молитвы, за поддержку, за кошерную еду для моей семьи в период траура...
Михаль Гольденберг, внучка Светланы Ефимовны:
- Бабушка была особенным человеком, очень светлым. Всегда довольствовалась малым, но зато другим была готова отдать все лучшее – всю свою зарплату бабушка тратила на своих внуков (нас у бабушки 12!), посылала огромные сумки с гостинцами и подарками, также ухаживала за своей старенькой мамой, регулярно навещала ее. Раньше бабушка была певицей, но много лет проработала в еврейских организациях Москвы. Бабушка всегда была очень внимательной и заботливой, каждый день желала доброго утра и спокойной ночи. Каждую неделю мы созванивались перед шабатом, и бабушка была готова слушать меня часами. От бабушки я переняла любовь к готовке, никогда не забуду, как когда бабушка гостила у нас, по утрам готовила самый вкусный шоко.
Для меня бабушка пример человечности и доброты...
Михаль с бабушкой
Бабушка навсегда останется в моем сердце, сердцах родственников и всех, кто ее знал...
Теперь фраза «Мы хотим Машиаха сейчас!» звучит для меня по-другому. Это уже не просто слова, а как своего рода цель – приход Машиаха и встреча с любимыми и близкими, и я буду делать все, чтобы это случилось.
Михаль с папой Шломо-Залманом и бабушкой