Талмуд о защите от воров
Мой дом – моя крепость!
У рава Ицхака Зильберштейна, раввина одного из районов Бней-брака и зятя рав Эльяшива (крупнейший законодательный авторитет и духовный руководитель литовского направления – ред.), есть раз в неделю урок по медицинской этике для светил израильской медицины. На одном из таких уроков ему был задан вопрос: «В бытность мою студентом на медицинском факультете одного американского университета, учился на соседнем, химическом, факультете способный студент. Однако что-то в нем восстановило против него всех сокурсников. Дошло даже до того, что некто повадился красть у него из сумки сэндвич, приготовленный на завтрак! И вот однажды прямо во время занятия один из студентов синеет, хрипит и падает в конвульсиях на пол аудитории! Встает наш изгой и радостно заявляет: “Теперь я знаю, кто воровал мои сэндвичи! Я положил туда яд!” Закончилось всё хорошо, так как способный химик заранее запасся и противоядием. Однако, внимание, вопрос: а разрешено ли так делать с точки зрения алахи?»
Ответ раввина наделал много шума в среде изучающих Тору; он гласил: «Так делать не только разрешено, но даже богоугодно!»
В данном формате у нас нет возможности привести все аргументы уважаемого раввина, однако сама логика его ответа, думается, вполне понятна: на СВОЕЙ территории я вправе делать всё, что не вредит людям ВНЕ моей территории. Но если кто-то без спроса проник в мои пределы, да еще и с целью воровства, почему я должен «стелить ему ковровую дорожку»?! В своей сумке я вправе носить яды, кобр, рыбу-ежа и прочее. Лишь бы застежки были прочными.
Талмуд говорит, что если кто-то тренировался в стрельбе из лука в своем дворе, и тут во двор – без стука – заглянул некто и «получил» стрелу, хозяин невиновен! Логика – та же.
В другом месте Талмуда рассказывается, как один мудрец принял гостя, уложил его спать на крыше (стандартный вариант для жаркого лета в тех краях), но, подозревая, что гость нечист на руку, убрал на ночь лестницу. В результате «гость» вместе с ворованным на крыше добром упал и повредил себе ногу. (Если бы не кувшины в руках, он бы точно был осторожнее и не упал бы).
Я видел, что на основании этих отрывков один известный ныне раввин разрешил подпилить пожарную лестницу, по которой, как предполагал спрашивающий, к нему могут залезть в квартиру воры. (Вероятно, у лестницы не было других вариантов использования, или речь шла о конкретной ночи и всё было под контролем).
Раввин Ури Суперфин