17 ТАМУЗА
Семнадцатое Тамуза (юд зайн бе-Тамуз переводится с иврита как 17 Тамуза) — один из четырех постов, установленных в память о разрушении Храма, наряду с Постом Гедальи, Десятым Тевета и Девятым Ава. Десятого Тевета вавилонский царь Навуходоносор начал осаду Иерусалима, 17-го Тамуза его солдаты проломили городскую стену, а тремя неделями позже, 9-го Ава, наступила трагическая развязка событий: был подожжен Храм.
В истории еврейского народа Семнадцатое Тамуза — день бедствий. В Талмуде, в трактате Таанит, перечисляются пять бедствий случившихся в этот день:
- Моше-рабейну разбил Скрижали завета при виде золотого тельца, сделанного древними евреями в пустыне.
- Во время осады Иерусалима (согласно Рамбаму, перед разрушением Первого Храма) в этот день прекратилось принесение жертвы «тамид» из-за того, что невозможно было обеспечить доставку жертвенных животных, и это было признаком надвигающейся катастрофы.
- Как рассказывается в книге Ирмеяху, 9-го Тамуза во время осады Иерусалима в эпоху Первого Храма, была проломлена городская стена, а в эпоху Второго Храма то же самое случилось Семнадцатого Тамуза.
- Апастомос, наместник царя Антиоха, сжег свиток Торы, поняв, что самый верный путь поработить евреев — нанести удар их духовному достоянию; сожжение Торы стало началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев.
- В этот день была водружена статуя идола. Согласно одной версии, это случилось в эпоху Второго Храма и тоже было одним из деяний Апостомоса; согласно другой (так сказано в Иерусалимском Талмуде), это совершил царь Иудеи Менаше, который правил в эпоху Первого Храма и «прославился» тем, что «затопил Иерусалим невинной кровью» и был идолопоклонником, превзошедшим всех своих предшественников.
Этот пост начинается с восходом солнца и заканчивается с появлением звезд на небе, и проводится так же, как и все общественные посты.
Подробнее о посте 17 Тамуза
Из книги Элиягу Ки-Това «Книга нашего наследия»
Из книги «Дни траура» издательства «Маханаим»
Из книги Р.Исраэля-Меира Лау «Практика иудаизма в свете Устной Торы»