КОММЕНТАРИИ
Первый отрывок «Шма»
Определяют как «Кабалат оль Малхут Шамаим» — «Признание над собой власти Небес», или в дословном переводе «Принятие ярма небесного Царства». Имеется в виду ярмо, которое надевают на шею быка для того, чтобы тот тащил плуг (или делал другую работу). Без ярма бык не может тащить плуг, его громадная сила может лишь разрушать. Именно таким ярмом — ограничивающим, но в то же время дающим возможность самореализации — является для еврея Тора. Еврей «подставляет шею» под ярмо законов Торы ради созидания на земле.
«Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем своим»:
любовь к Всевышнему выражается в желании приблизиться к Нему, ощутить свою связь с Ним. Заповедь «Возлюби Господа» включает в себя требование исполнять Его повеления из любви, а не из боязни наказания.
«И всей душою своей»:
«даже если Он забирает твою душу» (Мидраш). На этом основан закон, гласящий, что в случае выбора между смертью и отказом от Торы еврей должен принять «смерть в освящение Божественного Имени», но не отказаться от Торы.
«И всем существом своим»:
Слово «меодеха» (переведенное как «существо [твое]») Мидраш понимает как «твое имущество», «то, что принадлежит тебе». Таким образом, имеется в виду, что человек должен направить на служение Всевышнему все принадлежащее ему: как свои способности и силы, так и свое имущество.
«И научи им [этим словам] детей своих»:
эта заповедь предписывает учить своих сыновей Торе.
«И произноси их, сидя в доме своем, находясь в дороге, ложась и вставая»:
Кроме общего смысла — требования основывать всю свою жизнь на Торе — эти слова имеют также значение конкретного закона: читать «Шма» вечером («ложась») и утром («вставая»).
«И повяжи их как знак на руку свою, и будут они знаками над глазами твоими»:
Это является основанием заповеди накладывать тфилин на руку и на голову.
«И напиши их на дверных косяках дома своего и на воротах своих»:
Это заповедь мезузы.
Второй отрывок «Шма»
Еврейская религия категорически против разделения жизни на «светскую» и «духовную». Часто можно услышать заявления: «Я верующий в душе, я признаю существование Высшей Силы, но не исполняю практических заповедей Торы». Второй отрывок Шма гласит, что религиозные чувства, о которых говорилось в первом отрывке, должны реализовываться через действия, через исполнение заповедей. При этом подчеркивается, что законы Торы — это не этическая абстракция. Исполнение или неисполнение этих законов влечет за собой реальные физические последствия как для каждого человека в отдельности так и для всего народа в целом (ибо сыны Израиля отвечают друг за друга).
«Дожди ... в срок»:
Сезон дождей в Израиле — зима. Отсутствие дождей в этот период приводит к неурожаю и голоду. Дожди в другое время портят урожай.
«Берегитесь, чтобы Ваши сердца не поддались собразну»:
Опасность, которой нам надо беречься, состоит в том, что когда человек «ест и насыщается», то он может подумать: «силой моей собственной руки добыл я все это и не нуждаюсь в поддержке с Неба», — и тогда неизбежны нравственное падение и как наказание, изгнание.
Третий отрывок «Шма»
Развивает тему второго: от обязанности следить за своими действиями (т.е. не нарушать заповеди) мы переходим к обязанности следить за своими чувствами (т.е. контролировать свое сердце, не дать страстям увлечь себя). Этот аспект подчеркивается в заповеди «навязывать на края одежды кисти-цицит». Голубая нить в цицит напоминает нам о том, что заповеди — это не самоцель, но лишь инструмент для нашего приближения к Богу. Читая этот отрывок, мы также выполняем заповедь Торы (Второзаконие 16:3) вспоминать об Исходе из Египта ежедневно, днем и ночью. Поскольку Исход сформировал евреев как народ и является неотъемлемой частью еврейского мировосприятия, мы не имеем права забывать о нем.
«И не будете блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими, которые совращают вас»:
В Мидраше Танхума сказано: «Глаза видят, сердце желает, а тело совершает преступление». Тора говорит здесь не столько об образе мыслей (об этом говорится в других местах) сколько о том, что неправедные мысли не должны найти свое выражение в действии.
«Дабы помнили вы и исполняли все заповеди мои и были святы перед вашим Богом»:
Стремление к святости — это основа еврейской этики.
«Вывел вас из земли египетской, чтобы быть вашим Богом»:
Исход — историческая причина, по которой мы обязаны исполнять заповеди (Мунк).
«И были святы [ибо] Я, Господь, — Бог Ваш»:
Основой нравственного поведения должно быть желание исполнить волю Всевышнего, а не рациональные рассуждения, ибо человек может придумать «рациональные подтверждения» всему, чему он хочет; и тем самым оправдать любое свое поведение.
«Истинно»:
Слово «Истинно» относится уже не к самому «Шма», но является началом благословения после него. Однако, поскольку при соединении конца «Шма» («Господь, Бог ваш») с началом благословения («Истинно») получается важнейшее утверждение иудаизма, которое (с небольшими изменениями) совпадает с цитатой из пророка Иеремии (10:10: «А Господь Бог — истина»), а цитаты из ТаНаХа разрывать не следует — было решено, что слово «Эмет» («Истинно») следует присоединять к «Шма», а чтение благословения продолжать со следующего слова (Это правило приобретает особое значение в том случае, когда при молитве в общине один из молящихся уже кончил читать «Шма» и вынужден ждать, не начиная читать следующее благословение, пока вся община не завершит «Шма».) Закон категорически запрещает прерываться между окончанием «Шма» и словом «Эмет» (Брахот 14а).
Когда община кончает читать «Шма», кантор громко повторяет- «Господь, Бог ваш, — истинно», чтобы довести число слов «Шма» до 248.