Мы в Телеграме
Все проекты
Общину поддержали 37285 раз

Комментарии:

(18) "Благодарение"

Вокруг этого благословения и идеи "благодарения" объединяется вся завершающая часть "Амиды", в соответствии с последовательностью еврейской молитвы: сначала хвала, в середине просьба и в завершение благодарность. Чтобы подчеркнуть важность этого благословения, община присоединяется к кантору в выражении благодарности и читает "Модим де-Рабанан". Этот текст сложился как объединение нескольких молитв Мудрецов Талмуда, составленных для этого случая, и отсюда его название "Модим де-Рабанан" — дословно "Благодарение наших раввинов" (Сота 40а).

"И ЗА ЧУДЕСА ТВОИ, КОТОРЫЕ ТЫ ПОСТОЯННО [СОВЕРШАЕШЬ]":
явные и скрытые. Каждый день Ты даруешь нам чудо, и мы настолько к этому привыкли, что уже не всегда помним об этом.

"И за знамения"
Эта вставка на Хануку и Пурим выражает благодарность (и потому она включена именно в это благословение) за чудеса спасения от врагов, послужившие причиной установления этих праздников. Первая фраза — одинакова для обоих праздников, а далее следует краткий рассказ о событиях. Интересно отметить, что поскольку вся вставка посвящена чудесам спасения от врагов (а полноценную благодарность за чудо человек испытывает только тогда, когда ощущает это чудо как необходимое для его выживания), то во вставке на Хануку говорится только о победе, но не упоминается чудо восьмидневного горения масла в Храмовом светильнике.

В случае пропуска вставки "И за знамения", если благословение уже завершено, можно прочесть ее после последнего благословения "Амиды" ("Мир"). Если уже окончил "Амиду", то не следует повторять ее, т.к. эти праздники установлены Мудрецами, а не Торой.

Вставки на "Десять дней раскаяния" (в этом и следующем благословениях):
подобны двум вставкам в начале "Амиды" и призваны подчеркнуть аспекты "Памяти" и "Записи в Книгу Жизни", с которыми связаны дни от Рош па-Шана до Йом Кипура. В случае пропуска этих вставок уже прочтенное благословение не повторяют.

"Благословение коhенов"
В Земле Израиля коhены выходят благословлять народ каждый день в утренней молитве, в молитве Мусаф (в те дни, когда она есть, т. е. в Субботу, в Новомесячья и в Праздники), а в общественный пост — также и в Минху (в Йом Кипур — в молитву "Неила"). (Общий принцип: поскольку коhенам в Храме строго запрещалась любая служба в состоянии опьянения, колену, если он перед этим пил вино, запрещено благословлять народ. Поэтому коhенское благословение включено в те службы, до которых не принято пить или есть.) Вне Земли Израиля в ашкеназских общинах сегодня принято, что коhены выходят благословлять народ только в Мусаф Праздников ("Йом Тов"), а в остальных вышеперечисленных случаях коhены не выходят, и хазан читает текст их благословения сам. Благословляя народ, коheны выполняют заповедь Торы: "И сказал Господь Моисею: Скажи Аарону и его сыновьям, чтобы благословляли они сынов Израиля так: "Пусть благословит тебя Господь и охранит тебя! Да озарит тебя Господь и окажет тебе милость! Да обратит Господь к тебе Лик Свой и пошлет тебе мир!" И когда произнесут они Имя Мое над сынами Израиля, то Я благословлю их" (Числа 6:22-27).

Порядок "Благословения коhенов" следующий. После того, как кантор и община прочли "Кдуша", коhены выходят из зала синагоги, и левиты поливают воду коhенам на руки. Когда кантор начинает благословение "Служение в Храме", коhены подходят к Ковчегу, снимают обувь, не прикасаясь к ней руками, и поднимаются на "духан" (возвышение перед Ковчегом). После призыва кантора коhены поднимают руки, складывают их особым образом, поворачиваются лицом к народу и произносят слова благословения. В это время коhены и народ должны стоять лицом друг к другу; не следует стоять позади коhенов. Поскольку принято не смотреть на руки коhенов, они закрывают себя с руками талитом. (В некоторых общинах есть обычай, чтобы и молящиеся в знак того, что нельзя смотреть на коhенов, закрывались талитом с головой.) Текст благословения кантор диктует коhенам слово за словом — в знак того, что коhены в данном случае служат лишь "каналом", через который Бог благословляет народ (Кли Якар).

Комментаторы соотносят три фразы корейского благословения с тремя сферами человеческого существования: сферой материи, сферой психики и сферой духа. Первая фраза благословения использует формулировку "благословит тебя Господь и охранит тебя". Слово "благословить" имеет в Святом Языке значение "увеличить то, что принадлежит тебе". То есть благословение проявляется в материальной сфере как сохранение и преумножение достатка, здоровья и благополучия. Однако все то, чем человек владеет, нужно не само по себе, а ради более высокой сферы — психической. Благословение в этой сфере проявляется в "просветленности души", в том, что душа человека освещена Божественным светом. Поскольку грехи наносят ущерб душе человека, необходима "Божественная милость", чтобы излечить душевный изъян из-за которого человек не различает между добром и злом. Однако, и эта сфера — не самоцель; и благословение достигает высшей сферы — духовной, сущность которой — личный контакт со Всевышним. Здесь каждого еврея благословляют на то, чтобы "Господь обратил к нему Свое Лицо", и он смог вступить с Богом в настоящий диалог. И завершается благословение словами: "даст [Бог] тебе мир" — "шалом", т. е. "цельность", "завершенность", "гармоничность". Эта цельность достигается, когда все три сферы человеческого существования функционируют нераздельно друг от друга, как элементы связи человека с Богом, — и, благодаря этому, человек обретает истинный мир.


22 декабря 2024 / 21 кислева 5785

Молитвы: Шахарит 09:00 Минха 15:45 Маарив 16:00

Недельная глава: Микец

Ханука 26 декабря

Вход
Уже поддержали общину