(2) "Могущество"
Законы молитвы из Шулхан арух hарав:
1. Начиная с молитвы "Мусаф" в Шмини-Ацерет, произносят "ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР И ДАРУЮЩИЙ ДОЖДЬ" и продолжают говорить эти слова до молитвы "Мусаф" в первый день праздника Песах, когда начинают вместо этого произносить "...ПОСЫЛАЮЩИЙ РОСУ". [Период между Шмини-Ацерет и праздником Песах в дальнейшем называется "зима", а период между праздником Песах и Шмини-Ацерет —"лето"].
2. Если летом молящийся произнес по ошибке во втором благословении "ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР И ДАРУЮЩИЙ ДОЖДЬ", но заметил свою ошибку до его завершения, то ему следует повторить все это благословение. Если же он заметил эту ошибку после того, как завершил все благословение, ему следует повторить всю молитву "Шмонэ-эсрэ" с самого начала.
3. Если зимой молящийся пропустил слова "ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР И ДАРУЮЩИЙ ДОЖДЬ", он должен повторить молитву заново, даже в том случае, если произнес слова "ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР". Однако в том случае, если зимой были по ошибке произнесены слова "ПОСЫЛАЮЩИЙ РОСУ", повторять ни всю молитву, ни даже одно это благословение не следует.
4. Если зимой молящийся пропустил слова "ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР И ДАРУЮЩИЙ ДОЖДЬ", но заметил свою ошибку до того, как начал произносить следующее благословение, он должен произнести эти слова в том месте, где заметил свою ошибку, и продолжить молитву.
5. Если молящийся сомневается, не произнес ли он по ошибке вместо "ПОСЫЛАЮЩИЙ РОСУ" — "ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР", то в том случае, если это произошло в первые тридцать дней лета, ему следует повторить всю молитву сначала, так как, скорее всего, он по привычке сказал: "ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР".
Комментарии:
"ТВОЕ МОГУЩЕСТВО ВЕЧНО".
В этом благословении в первую очередь упоминаются действия, о которых сказано в Талмуде, что "ключи от них в руках Всемогущего, и Он не передает их посланцу": дожди, пропитание людей и воскрешение из мертвых (Таанит 2а). При этом проводится параллель между прорастанием зерна, которое разлагается в почве, но дает жизнь новому растению, и воскрешением людей из мертвых, ("ибо смерть подобна посеву, ведущему к будущей жизни" (Сидур Довер Шалом). И поэтому сказано: "Взращивающий спасение" — ибо будущее Избавление приходит постепенно, подобно росту растений из семян.
"ПОСЫЛАЮЩИЙ ВЕТЕР И ДАРУЮЩИЙ ДОЖДЬ...".
Эта вставка читается только зимой (от Шмини Ацерет, т. е. от окончания Суккота, до Первого дня Песаха), когда в Земле Израиля сезон ветров и дождей; об этом говорится в Мишне (Таанит 1:1). Прославление Бога за то, что Он дает воду посевам является существенной частью молитвы. Поэтому если вставка была пропущена и благословение завершено т.е было произнесено Имя Бога в завершающей формуле благословения, то следует вернуться к началу "Амиды" (как уже было указано выше, первые три благословения "Шмонэ-Эсрэ" составляют единое целое, поэтому возвращаются к самому началу). Если же второе благословение еще не завершено, то следует тут же исправить ошибку и продолжить благословение. (Если вместо этой вставки была прочитана летняя вставка "ПОСЫЛАЮЩИЙ РОСУ", то повторять молитву не надо, т. к. роль Бога в даровании влаги посевам была упомянута.) С другой стороны, чтение этой вставки летом, считается серьезной ошибкой, поскольку дожди в этот период вредны посевам. И в этом случае, если второе благословение еще не закончено, то его повторяют сначала; если же оно было закончено с ошибкой — возвращаются к началу "Шмонэ-Эсрэ".
"ПОСЫЛАЮЩИЙ РОСУ".
Это летняя вставка, она читается от Первого дня Песаха до праздника Шмини Ацерет. Упоминание об этой вставке встречается у мудрецов Талмуда, живших в Эрец Исраэль, поэтому в Израиле она читается по всем нусахам (сделать переход к нусах). В Вавилоне, однако, эта вставка не читалась, поэтому в тех общинах диаспоры, которые молятся по нусаху "Ашкеназ" летнюю вставку обычно не читают. Нусах "Сфарад" же включает ее и в Израиле, и в диаспоре. Если прочел вставку о росе зимой, то это не считается большой ошибкой, т. к. роса зимой не вредит; и, как было указано выше, возвращаться назад и исправлять не надо.
"ПИТАЮЩИЙ ПО ДОБРОТЕ СВОЕЙ ЖИВЫХ".
Милость Бога распространяется не только на праведников, но на все живое; и Он не только поддерживает жизнь, но и оживляет мир, превращая смерть в жизнь.
"ПО ВЕЛИКОМУ МИЛОСЕРДИЮ ВОЗВРАЩАЮЩИЙ МЕРТВЫХ К ЖИЗНИ":
Соответствует сказанному в Талмуде: "Умертвляешь по справедливости, а воскрешаешь по милосердию" (Сангедрин 92б).