(3) "Освящение Божественного Имени"
Законы молитвы из Шулхан арух hарав:
1. В "десять дней раскаяния" в конце следующего благословения говорят: "...ВЛАДЫКА СВЯТОЙ". Если молящийся забыл произнести эти слова или сомневается, произнес ли их, то в том случае, если он заметил свою ошибку по истечении времени, необходимого для того, чтобы произнести фразу "Шалом алейхем, раби" (тем более, если он уже успел перейти к следующему благословению), ему следует прочитать всю молитву сначала.
2. Если молящийся заметил свою ошибку до того, как время, необходимое для произнесения приведенной выше фразы, истекло, то ему следует немедленно сказать нужные слова и продолжить молитву. То же относится и к одиннадцатому благословению, в конце которого в "десять дней раскаяния" говорят "ВЛАДЫКА ПРАВОСУДИЯ", — в том случае, если молящийся вовремя не вспомнил, что ошибся. Если же он заметил свою ошибку по истечении определенного выше срока, ему не следует возвращаться к началу молитвы, он должен довести ее до конца; однако рекомендуется прочитать всю "Шмонэ-эсрэ" еще раз, имея при этом в виду, что эта повторная молитва, возможно, не обязательна, ибо в Законе существуют различные мнения по поводу того, следует ли повторять в таком случае "Шмонэ-эсрэ" заново.
Комментарии:
"ТЫ СВЯТ".
Слово "святой" — "кадош" — означает на иврите отделенный, особый, выделенный из общего ряда. Данное благословение, провозглашая Святость Бога, основывается на словах ангелов о Нем. Мы утверждаем, что хотя милость Всевышнего пронизывает весь мир и нет ни одной вещи на свете, в которой не было бы Божественной искры, — Он сам абсолютно свят, т. е. возвышен и непостижим, трансцендентен, пребывает вне мира, абсолютно превосходит все, как материальные, так и духовные компоненты мира. Он свят даже по отношению к нематериальным святым ангелам. Ангелы, возвышенные над нами, восхваляют Бога и декларируют Его святость; и мы присоединяемся к их восхвалениям.
"И СВЯТО ИМЯ ТВОЕ".
Всевышний проявляется на земле через Свои Имена. Иными словами: когда мы говорим об Имени Бога, мы говорим о Божественном управлении миром. Утверждая святость Имени, мы утверждаем возвышенность и непостижимость Божественного управления миром.
"ВЛАДЫКА СВЯТОЙ".
В "Десять дней раскаяния" — дни Суда — слова "БОГ СВЯТОЙ" заменяются на "ВЛАДЫКА СВЯТОЙ", поскольку Имя "Эль" (Бог) связано с аспектом Милосердия Бога, а Имя "Владыка" — с Его судом. Талмуд (Брахот 12б) указывает, что это изменение очень важно и пропуск его считается серьезной ошибкой; если она не исправлена немедленно, то следует вернуться к началу "Шмонэ-Эсрэ" (поскольку первые три благословения составляют единое целое). Если в прочие дни года по ошибке было сказано "Владыка", то возвращаться к началу "Шмонэ-Эсрэ" не надо.
"Кдуша" / "Освящение"
При общественной молитве, во время повторения кантором "Амиды", третье благословение читается в особом торжественном стиле, как диалог кантора и общины, — земной аналог небесного хора. Основу "Кдуши" составляют три цитаты из ТаНаХа, говорящие об освящении Бога ангелами и связывающие божественное Царство с восстановлением Сиона (Иерусалима). Ввиду особой важности этого благословения, к произнесению "Кедуши" присоединяются все находящиеся в синагоге. Чтобы ответить на "Кдушу" разрешается прерывать многие другие молитвы. Тот, кто находится в таком месте молитвы, где прерываться нельзя — например, еще не кончил читать "Амиду", — должен приостановить свое чтение и молча прослушать "Кдушу", присоединяясь к ней мысленно.
"Кдуша", основанная на "диалоге ангелов", встречается в молитвах в нескольких различных вариантах — в будничной, в субботней утренней молитве, в "Мусафе" Субботы, в благословении перед утренним "Шма" и в некоторых других местах. "Кдуша", т. е. особая форма повторения благословения "Освящение Божественного Имени" в общественной молитве, указывает на то, что в общине человек может достичь более высокого уровня святости, чем в одиночку.
"ВОСПОЕМ МЫ СВЯТОСТЬ ТВОЮ И ПРЕВОЗНЕСЕМ ТЕБЯ ПОДОБНО ТОМУ, КАК [ВОСХВАЛЯЕТ ТЕБЯ] ХОР СВЯТЫХ СРАФИМ В СВОИХ БЛАГОЗВУЧНЫХ МОЛИТВАХ".
Народ Израиля призван исполнять на земле ту же роль, которую ангелы выполняют на небе: "Я создал этот народ, чтобы он рассказал о Моей Славе" (Исайя 43:21). Творец назван: "Пребывающий среди славословий Израиля" (Псалом 22:4), а также: "Пребывающий среди херувимов" (Псалом 80:2)
"СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ ГОСПОДЬ ВОИНСТВ...".
Это слова ангелов из книги пророка Исайи. Слово "Святой" ("Кадош") означает "Отделенный", "Возвышенный", 'Тот, Кому нет подобных" (Кузари 4:3). Тройная святость понимается как: (а) возвышенность Бога над материей; (б) Его превознесенность над пространством; (в) Его святость по отношению ко времени — Он абсолютно вечен, течение времени отделено от Него.
"ГОСПОДЬ ВОИНСТВ".
"Цеваот" — "Воинства" (в старых русских переводах "Господь Саваоф") — одно из Имен Бога, характеризующее Его как Владыку всех небесных сил, для которых Он установил порядок и гармонию (т. е. они представляют собой "воинство").
"БЛАГОСЛОВЕННА СЛАВА ГОСПОДА, ГДЕ БЫ ОНА НИ ОБИТАЛА!"
Цитата из книги пророка Иехезкиэля (3:12). Там это сказано в утешение изгнанникам: "Несмотря на то, что Храм (место явного присутствия Бога) разрушен, все же Слава Господа проявляется всюду, и она выше, чем здание, построенное из дерева и камня". В "Кдуше" слова из Исайи и Иехезкиэля понимаются как диалог, который ведут между собой два небесных хора ангелов. Первый провозглашает "Свят, свят, свят [т.е. абсолютно трансцендентен] Господь Воинств [т.е. Его влияние приходит в мир через сложную многоступенчатую структуру ("воинство") миров и ангелов], полна вся земля Славы Его [т.е. несмотря на его абсолютную отделенность от материального мира, всякая вещь существует только благодаря "Божественной искре" в ней — в этом смысле Бог (Его Слава) наполняет всю землю)." Вторая же группа ангелов восклицая "Благословенна Слава Господа, где бы она ни обитала!"— утверждает, что несмотря на Его отделенность, и несмотря на то, что нет на земле места, где не было бы Его Славы, все же есть такие место и время, где Божественное Присутствие "пребывает" — т.е. в них оно более заметно, чем в других месте или времени. В пространстве — это Храм, место явного присутствия Бога (а также Земля Израиля), а во времени — это Суббота и Праздники (по этой причине "Кдуша" в эти дни расширена, по сравнению с буднями).
"ГОСПОДЬ БУДЕТ ЦАРСТВОВАТЬ...".
Мы просим, чтобы Бог, несмотря на Его полную отделенность от мира, стал нашим Царем (стать царем — это "прикоснуться к материальному миру").