Законы молитвы из Шулхан арух hарав
1. Молящийся должен сосредоточиться на смысле произносимых им слов, ибо сказано: «Обрати их сердца [к Себе] и Ты услышишь [их молитву]» (Теhелим, 10: 17). Молящийся должен мысленно представить себе, что стоит пред Всевышним, обязан устранить все посторонние мысли, чтобы его разум и чувства были сосредоточены только на молитве. Ему следует подумать о том, что если бы он разговаривал даже с земным царем, то старался бы тщательно выбирать слова, чтобы не сказать что-либо неподобающее. Тем более, разговаривая с Царем царей, благословен Он, человек должен взвешивать свои слова. Подобно этому и мысли его должны быть чисты, ибо наши мысли известны Всевышнему так же, как и наши речи. А если у молящегося Ему возникла посторонняя мысль, он должен прервать молитву и возобновить ее лишь после того, как избавится от этой мысли.
2. Нельзя прерывать молитву даже для того, чтобы ответить «амен» на «Кадиш», на «Барху» и на «Кдушу». Следует прервать молитву и слушать «Кадиш» молча, и лишь когда хазан начнет произносить слова «...И ВОСХВАЛЯЕМО, И ПРОСЛАВЛЯЕМО...», можно продолжать свою молитву.
3. Если молящийся произнес по ошибке одну из молитв, которые добавляются к «Шмонэ-эсрэ» в особые дни (например, сказал «ДА ПОДНИМЕТСЯ, И ПРИДЕТ...» в день, не являющийся рош-ходешем или холь-hамоэд), то, если он заметил свою ошибку до того, как произнес «БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ...» в конце благословения, в котором ошибка допущена, ему следует повторить все благословение. Если он заметил свою ошибку после того, как завершил благословение, то ему следует продолжить молитву, не возвращаясь к началу благословения. Но так как в Законе существуют различные мнения по поводу того, следует ли повторять в таком случае «Шмонэ-Эсрэ» заново, — нужно произнести «Шмонэ-Эсрэ» еще раз, имея при этом в виду, что эта повторная молитва, возможно, не обязательна.
4. Запрещено делать паузу или произносить что-либо между последним благословением после молитвы «Шма», оканчивающимся словами СПАСШИЙ ИЗРАИЛЬ!" , и «Шмонэ-эсрэ»; даже фразы из Танаха нельзя произносить. Исключением является фраза «ГОСПОДЬ, ДАЙ МНЕ СИЛЫ...» , которую произносят по установлению мудрецов Талмуда, и она рассматривается поэтому как часть «Шмонэ-Эсрэ».
5. В начале и в конце первого благословения при слове «БЛАГОСЛОВЕН» сгибают колени; при слове «ТЫ» склоняются так, чтобы под кожей на спине проступили позвонки; при слове «ГОСПОДЬ» выпрямляются, так как сказано: «Господь распрямляет согбенных» (Теheлим, 146:8). В начале восемнадцатого благословения при слове «БЛАГОДАРИМ» совершают один поклон, а в конце кланяются так, как при произнесении первого благословения. В начале и в конце остальных благословений кланяться не следует, в середине — не возбраняется.
Комментарии
Молитва «Шмонэ-Эсрэ» (т.е. «Восемнадцать [благословений]») является вторым (после «Шма») центральным элементом Богослужения. «Шма» является декларацией веры, а «Шмонэ-Эсрэ» содержит наши просьбы к Богу, т. е. является «молитвой» в собственном смысле слова. В Талмуде эта молитва называется просто «Тфила» (т.е. «Молитва»); третье ее название — «Амида» (т.е. «Стояние [перед Всевышним]») дано ей потому, что ее произносят стоя, не сдвигаясь с места. Тора в качестве одной из заповедей обязывает еврея молиться, т. е. обращаться со своими проблемами и просьбами непосредственно и напрямую к Богу. Читая «Амиду», мы исполняем эту заповедь.
Читать «Амиду» следует шепотом. Мы учимся этому на примере молитвы Ханы (матери пророка Шмуэля), про которую Танах говорит: «И когда молилась Хана перед Господом, говорила она в сердце своем; только губы ее шевелились, голоса же не было слышно» (Шмуэль I, 1:13).
«Господь, открой уста мои»: мы просим Бога, чтобы Он помог нам как можно более полно выразить в словах молитвы наши ощущения.