Витражи Синагоги переучтены специалистами
В Петербурге есть волонтерский проект, который занимается переучетом витражей в исторических зданиях города. Его сотрудников давно интересовала Синагога, где находится несколько подлинных витражей 19 века. И вот искусствовед Татьяна Княжицкая и фотограф Сергей Васильев пришли на Лермонтовский, 2, чтобы своими глазами все посмотреть. И сфотографировать.
Фото Елены Слабковской
Фото Елены Слабковской
– Синагога – уникальный для петербургской архитектуры образец, и поэтому он особенно нам дорог, - говорит Татьяна. – Строго говоря, в Синагоге не витражи, а декоративные стекла, вставленные внутри деревянных рам. Использовано цветное стекло, окрашенное в массе, и так называемое муслиновое стекло – бесцветное, с вытравленным мелким узором коврового типа, заимствованным из мавританского, восточного искусства. Нарядное, эффектное оформление! Здесь пересеклись традиции восточного искусства шебеке и западноевропейских витражей.
Такой тип декоративного остекления в петербургской исторической застройке редок. Он зародился в викторианской Англии, широко распространился в Европе. А в Петербург пришел довольно поздно, в конце 19 века, и уже к началу 20-го воспринимался как анахронизм.
Фото Елены Слабковской
Фотограф Сергей Васильев – также участник проекта. По словам Татьяны Княжицкой, это «настоящий творец, один из лучших петербургских фотохудожников, тонко чувствующий среду».
Фото Елены Слабковской
Сергей поясняет:
- Состояние витражей невозможно зафиксировать на глаз. А техника позволяет «приблизить» витраж и рассмотреть детально. Выявляются неявные трещины, повреждения. А еще на снимках выявляется фактура стекла, не заметная глазу.
Фото Елены Слабковской
Фото Елены Слабковской
Экскурсия по 12 окнам
С помощью Татьяны и Сергея проведем для наших читателей небольшую фотоэкскурсию по трем помещениям, где находятся 12 окон с декоративным остеклением. Часть стекол в них подлинная, конца 19 века, а часть воссоздана в разные годы 21 века.
Центральный зал
Фото Сергея Васильева. Текст предоставлен порталом проекта vitroart.ru
Главный зал в центральной части за Арон а-Кодеш украшают семь окон с одинаковым рисунком расстекловки в раме с подковообразным завершением: сверху – розетка с шестиугольной звездой, снизу – геометрический орнамент, также образующей шестиугольные звезды. В окнах использованы цветные стекла, окрашенные в массе, голубого, желтого и красного цвета. Судя по историческим материалам, три центральных окна изначально имели узорное заполнение, а четыре по сторонам – только в верхней части, где располагается розетка с восьмиконечной звездой. Не установлено, в какое время четыре проема по краям получили рамы с декоративным остеклением.
Венчальный зал
В Венчальном зале на втором этаже – два больших двустворчатых окна со стрельчатым завершением. Над окном, выходящим на Лермонтовский проспект, находится дополнительный круглый проем. В расстекловке сочетаются цветные стекла, окрашенные в массе, с муслиновыми: на прозрачном фоне методом травления нанесен узор коврового типа из мелких многолучевых звезд. Со слов сотрудника Синагоги – в окне справа от входа сохранились подлинные стекла, в окне слева, выходящем на Лермонтовский проспект, – стекла воссозданы по историческим образцам.
Над входной дверью в зал в глухой фрамуге в фигурной расстекловке цветные и муслиновые стекла с тем же узором, что и в окнах.
Холл Женской галереи
В холле женской галереи на втором этаже находится большое стрельчатое окно. Внутренние рамы с декоративным остеклением из цветных и муслиновых стекол. В центре – семилучевая звезда, по краю – ряд полуциркульных арочек с заполнением муслиновым стеклом с травленым орнаментом коврового типа.
Татьяна Княжицкая рассказывает, какие стекла в Женской галерее исконные, а какие – новодел.
Венчальный зал
Венчальный зал
Венчальный зал
Венчальный зал
Конечная цель проекта – сделать полный переучет всех витражей и декоративных стекол в петербургской дореволюционной архитектуре. Многие из них, особенно в жилых зданиях, в аварийном состоянии. Волонтеры готовят полный перечень этого исчезающего наследия и надеются привлечь внимание общественности и госорганов, чтобы сохранить хотя бы то, что осталось.
В начале 2022 года проект планирует выпустить печатное издание «Витражи С.-Петербурга: Инвентаризация. Адмиралтейский район». Сюда войдут более 300 витражей, декоративных окон и дверей, находящиеся по 72 адресам. Одним из этих адресов будет петербургская Синагога.